Представьте себе: вы только что выиграли инди‑Оскар, уже примеряете лакированную полочку под статуэтку — и тут в дверь стучится ИИ, поправляет очки и говорит: «Извините, вы тут немножко дисквалифицированы».
Именно так вышло с Clair Obscur: Expedition 33. Игра триумфально взяла Game of the Year на The Game Awards 2025, а затем внезапно лишилась сразу двух трофеев от Indie Game Awards — «Игра года» и «Дебют». Причина звучит почти комично: несколько временных текстур, сгенерированных нейросетью, которые разработчики из Sandfall Interactive использовали как плейсхолдеры и убрали патчем через пять дней после релиза.
Но Indie Game Awards стоит на жёсткой позиции: никакого генеративного ИИ вообще. При подаче игры студия подтвердила, что ИИ не использовался, а позже признала, что те самые текстуры всё‑таки «просочились» через QA. Формально — нарушение. Фактически — отличный повод для скандала.
История не взялась из ниоткуда. Ранее сооснователь Sandfall Франсуа Мерюс в интервью El País упомянул, что команда экспериментировала с ИИ‑инструментами. На волне другой бури — вокруг заявления главы Larian Свена Винке о том, что студия «плотно исследует» ИИ в процессе разработки новой Divinity (но не заменяет им людей и не встраивает в релиз) — интернет быстро сложил два и два.
Sandfall через El País спешно уточнила:
— финальная версия Clair Obscur не содержит ИИ‑ассетов;
— использовались готовые ресурсы с Unreal Marketplace, без нейросетей;
— плейсхолдерные ИИ‑текстуры были пережитком ранних экспериментов 2022 года и были вычищены сразу, как только нашли.
Организаторов Indie Game Awards это не спасло: правила есть правила, награды уехали к Sorry We’re Closed и Blue Prince.
Параллельно индустрия дружно спорит, не выходя из Твиттера:
Ubisoft уже удаляет случайно проскочившие ИИ‑картинки из Anno 117, игроки роют ИИ‑арты в Call of Duty: Black Ops 7, независимые студии вроде 11 Bit и Frontier оправдываются за портреты и тексты, сделанные нейросетями. Руководители уровня EA и Square Enix наоборот говорят: «Надо быть агрессивнее с ИИ, иначе отстанем».
Даже Тим Суини из Epic влез в дискуссию, призвав Valve не требовать от разработчиков обязательного раскрытия ИИ‑контента в Steam: мол, тогда давайте уж сразу указывать, каким шампунем моется ведущий программист.
В сухом остатке — классический спор XXI века. Где проходит граница между «инструментом для черновиков» и «нечестной конкуренцией с живыми художниками»? Сколько ИИ допустимо, прежде чем игра перестаёт считаться «чистой»? Единого ответа нет, но ясно одно: как только в титрах появляется ИИ, игра автоматически переходит в жанр «этический триллер».
