Знаете это чувство, когда заказываешь лапшу на двоих, а привозят банкет на свадьбу? Примерно так себя чувствует команда Sandfall Interactive: их Clair Obscur: Expedition 33 задумывалась как «классная» маленькая RPG, а обернулась тем самым «ничего-не-понимаем-что-происходит» — и всемирной любовью игроков.

Креативный директор Гийом Брош откровенно признаётся: ставка была на стиль и искренность, а не на масштабы. Пошаговые бои, артистичный «клер-обскюр», трогательная история — проект, который хочется показывать друзьям, но не рассчитываешь на звездный дождь. Однако случилось обратное: актер Бен Старр шутит, что всё превратилось в «смешную шутку, зашедшую слишком далеко» — только шутка эта принесла настоящую славу.

Факты сухи, как сводка метеоролога, но звучат, как фанфары. Релиз 24 апреля на PC, PS5 и Xbox Series, сразу в Xbox Game Pass — и спустя пять месяцев в кармане 5 миллионов проданных копий. Плюс рекордные 12 номинаций на The Game Awards: от лучшего направления, нарратива и арт-дизайна до саундтрека, инди- и дебютной игры, RPG года и, конечно, шанса на главный трофей. Актёрская команда тоже в строю номинантов.

Критики не отстают: для многих Expedition 33 — современная классика, которая бережно переосмысляет любимые идеи жанра и превращает заимствованные элементы в собственные сильные стороны. Это та редкая смесь: знакомо, но свежее; уютно, но смело.

Тем временем Sandfall не почивают на лаврах: апдейт 1.4.0 добавил долгожданный повтор сражений и россыпь улучшений качества жизни, подтянул картинку и вычистил баги. Заботливо, по‑домашнему — как принято у тех, кто делает игру для людей, а не чек-листа.

История Expedition 33 — напоминание всем нам: когда проект честен, выверен и сделан с сердцем, он может пробить потолок ожиданий. Похоже, пошаговые бои снова в моде. А «маленькие» игры — те ещё великанчики.